Грамотная организация офисного пространства обеспечивает повышение производительности труда и создание комфортного микроклимата в коллективе. Вопрос обустройства офиса относится к первостепенным для любого руководителя. Мотивацию персонала можно сформировать только в том случае, если рабочие часы приносят удовольствие сотрудникам.
Выбор подходящего пространства
Организация рабочих мест в учреждениях регламентируется СанПиН № 2.2.4.3359-16 от 2017 года. Их соблюдение жестко контролируется Роспотребнадзором, поскольку от них зависит здоровье трудящихся.
Нормативы площади на одного сотрудника:
- На рабочее компьютеризированное место должно отводиться минимум 4,5 м². При наличии дополнительной оргтехники этот параметр увеличивается
- Если рабочий стол не предполагает установку компьютера, можно ограничиться 4 м²
- В конструкторском бюро за кульманом требуется не менее 6 м² на сотрудника
- На маломобильного работника (колясочника) необходимо выделить от 7,7 м²
Данные параметры варьируются и корректируются в зависимости от конкретных условий.
Современные концепции планировки
Озвученные нормативы СанПиН реализуются в любых планировочных решениях. Существует три основных концепции организации рабочего пространства:
Open Space — открытая планировка, где работодатель готовит всего одну вместительную площадку вместо нескольких комнат. Она обеспечивает повышение уровня информативности и оперативное решение профессиональных задач.
Кабинетная планировка — обеспечивает максимум комфорта сотрудникам, поскольку малое количество человек в одной точке рождает почти семейную обстановку. Однако такой способ относится к самым дорогим.
Смешанная планировка — два предыдущих варианта объединены в одном проекте.
Перечисленные варианты могут быть дополнены переговорными, конференц-залами, комнатами отдыха и зонами для релаксации. Выбор планировки зависит от общей численности персонала и бюджета предприятия.
Создание дизайна интерьера
Сегодня оформление офисов отличается яркостью и подчеркнутой элегантностью. Современный оформительский стиль предполагает наличие открытых удобных полок, мобильных передвижных архивных модулей и легких стеллажей, которые не имеют ничего общего с глухими шкафами советских времен.
Стильная мебель отличается не только внешним изяществом и визуальной легкостью. Системы хранения настолько продуманы, что в самом компактном варианте умещают данные о целом предприятии.
Характерная черта современного офиса — наличие мобильных перегородок. В системе открытый космос они являются незаменимой частью зонирования. Легкие и полупрозрачные, они не ограничивают свет из окон. Часто их делают не в потолок, а чуть выше человеческого роста.
Выполняя основную функцию обеспечения приватности на рабочем участке, перегородки вливаются в общий дизайн. Обычно их оформляют в корпоративном цвете. Иногда на них можно видеть логотип компании или специфическую фирменную символику.
Популярные дизайнерские направления
«Уолл-стрит» — чисто американский стиль подчинен идее ускорения рабочего процесса и повышения его эффективности. Обилие хромированных деталей и железных полок словно утверждает культ рабочей атмосферы, лишенной легкомысленного декора. Как правило, он тяготеет к стилю лофт.
Европейский стиль — отличительная черта этого направления — уют. В нем не встречаются металлические мебельные модули, но очень много изящной мебели из ламината светлых оттенков. «Красота во всем» — главный принцип этого направления. Шкафчики и тумбочки на ножках, обилие кашпо с красивыми цветами создают особую атмосферу, в которой каждый сотрудник чувствует себя очень комфортно.
Немецкий стиль — для знаменитой немецкой педантичности кажется неожиданным обилие флористических элементов в оформлении. Но на самом деле и в этом немцы верны идее упорядоченности во всем. Ведь островки зелени на окнах и стенах способствуют снятию напряжения. При этом они расставлены и развешаны строго симметрично.
Английский стиль — в нем присутствуют спокойные, приглушенные тона. Броскость и яркость считаются дурным тоном. Обязательный элемент — мебель из лучших сортов дерева и глубокие кресла из натуральной кожи. Для него характерно наличие картин, эстампов, антиквариата на полках и книжных шкафов, которые могут соседствовать с модулями для офисной техники.
Зоны работы и отдыха
Четкое функциональное разделение пространства на отдельные участки очень продуктивно. Рабочая зона наполнена деловой атмосферой, но невозможно весь день находиться только в ней.
Зона отдыха не обязательно должна быть отдельным кабинетом. Достаточно поставить кофейный столик между высоких декоративных растений в красивом кашпо, чтобы подарить персоналу островок спокойствия. Если же бюджет компании позволяет, то любимым местом персонала может стать отдельная комната с кофейными машинами и атрибутами для быстрого восстановления сил.
Зона релакса в солидных компаниях выделяется аква-панелями. Это дорогой вариант, но он того стоит. Буквально несколько минут, проведенных в созерцании воздушных потоков и вертикальных ручейков, способствует полной перезагрузке сотрудника. Желательно, чтобы даже стены здесь отличались от оформления рабочей зоны — они должны быть более яркими и теплыми.
Переговорная комната часто устраивается в офисе. По негласному правилу в нее уходят с любыми телефонными звонками. В этом проявляется уважение друг к другу и к коллективу в целом. Устройство переговорной максимально простое — достаточно офисных стульев вдоль стен и одного общего стола.
Конференц-зал должен быть максимально насыщенным функциональными элементами. Большой экран, системы коммуникаций, микрофоны и хорошо оборудованные рабочие места с подведением сетевого кабеля, розетками и USB-разъемами — гарантия успешного проведения совещания с партнерами или коллегами.
Мебель, предметы, техника
Независимо от выбранного дизайнерского направления, существуют базовые элементы, которые присутствуют в любом учреждении. Стиль прослеживается в отделке, подборе цветов и аксессуаров, но функциональная основа остается неизменной.
Базовые элементы офиса:
- Офисные стулья с регулируемой высотой и прорезиненными колесиками
- Рабочие столы с широкой столешницей для размещения компьютера и канцелярских принадлежностей
- Приставные системы хранения
- Уголок для размещения оргтехники
- Маркерные доски с магнитами для обсуждения общих проектов или идей
- Стеллажи с несколькими сквозными полками для хранения документов и зонирования пространства
Многие вопросы хранения решают стеллажи с несколькими сквозными полками. На них удобно размещать коробки с документами и плотные папки. Их же используют для зонирования — достаточно поставить несколько стеллажей между столами, чтобы сделать рабочее место более приватным и уютным.
О чем не следует забывать
Повысить эффективность работы в офисе можно за счет грамотной планировки, эффектного дизайна и современного инженерно-технического оснащения. Любой офис должен готовиться комплексно.
Нет смысла развешивать картины и дорогие часы на стенах, если помещение не имеет Wi-Fi, а система освещения не отвечает актуальным нормативам. Не будет полезной и другая крайность — максимально насыщенное оргтехникой бесконечное пространство опен спейс без комнаты отдыха способно убить само желание работать.
Обязательно должна быть возможность уединиться и расслабиться для восстановления психоэмоционального фона. Только комплексный подход к обустройству офиса обеспечит создание пространства, где сотрудники будут чувствовать себя комфортно и работать продуктивно.