Опен спейс — что это?

Первый опыт организации открытого рабочего пространства явил миру в XVIII веке генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин, внедрив принципиально новое архитектурное решение. По его указу хозяйственные постройки крепостных стали возводиться так, чтобы работа каждого была подконтрольна управляющему. В XX веке идея нашла широкое применение в США. Её решили адаптировать в отношении офисов, после чего open space и гибридные форматы быстро стали популярными вариантами и смогли плавно войти в повседневность многих компаний. И сегодня в таком формате проходит рабочий день почти 90% американцев. В России офисы с отдельными кабинетами и смешанные кабинетно-коридорные форматы также сдают позиции в пользу позитивного открытого пространства, именуемого опенспейс.

Опен спейс в офисе — что это?

В отличие от традиционной модели организации офиса, концепцию open space можно назвать более гибкой, оптимальной и универсальной. Особенности и нормы планировки такого офиса предполагают размещение всех рабочих мест в одном просторном кабинете — это объединяет работников компании и учит их осознанному коллективизму.

Чтобы понять, что это такое — опен спейс в компании, достаточно представить мысленно любую недвижимость с некоторыми условными изменениями. Например, представьте свою квартиру без внутренних стен, но с сохранением прежнего объёма пространства и назначения комнат. Единый периметр, очерчивающий жилище, принесет ряд преимуществ, в том числе вы получите больше визуального простора (но меньше приватности).

Своеобразие планировки интерьера open-space состоит в ее отсутствии. Максимум, что позволяет себе руководитель компании — несколько перегородок. Они могут высокими или не очень, но их никогда не предлагают делать капитальными. Назначение прозрачных или полупрозрачных панелей простое — подчеркнуть открытость пространства, но при этом четко обозначать функциональные зоны.

Рабочие столы сотрудников размещены длинными рядами или локализованы по группам. Перегородка устанавливается через стол или через каждые два-три рабочих стола. В этом отношении интересен американский опыт обустройства. Вместо пластиковых или стеклянных конструкций в США часто можно видеть открытые коммерческие пространства, разделенные растениями в крупных кашпо. Цветы подходят в качестве антистресса: снимают напряжение, способствуют росту продуктивности и способны поддерживать хороший эмоциональный фон в компании.

Рабочие места в составе офисов типа опен спейс распределяются не совсем обычно. Достаточно часто сотрудники не привязаны к конкретной точке пространства. Согласно системе clean desk, они могут занимать любые удобные свободные рабочие столы, например, в удалении от окна или ближе к зоне с техникой и т. д. А при размещении shared desk в точности наоборот, все находятся за одним общим столом — при таком подходе в компании намного легче продвигается концепция командной работы над проектами.

Но есть и отрицательные стороны офиса, сформированного в стиле open space, например:

  • Повышенный уровень шума. Звуки оргтехники и голоса могут отвлекать, мешают сосредоточиться. Если ничего не предпринимать в этом отношении, велик риск повышения стресса и утомляемости сотрудников, что тоже не способствует сосредоточенности.
  • Внутренний дискомфорт. Личное пространство все-таки необходимо, но стеснение от его отсутствия сотрудники испытывают только на первых порах.
  • Множественные конфликтные ситуации. Тут, как правило, просто имеют место недоработки руководства, которое слабо вникает в отношения сотрудников внутри коллектива или недостаточно строго требует соблюдения дисциплины. В этом случае решать проблемы можно с помощью профессионального штатного психолога.
  • Распространение инфекций. Избежать частых болезней можно, если заказать установку климатической и воздухоочистительной систем.

В конечном счете все отрицательные моменты, свойственные концепции открытого пространства, устраняются грамотным администрированием процессов. Приложив определенные усилия, работодатель получит почти идеальную работу своей команды в офисе open space.

Преимущества открытых офисов

Формат открытого пространства располагает многими достоинствами и очевидными преимуществами. Иначе бы он не получил распространения в зарубежных компаниях.

Почему работодатели любят офисы опен спейс:

  • Максимальное использование полезной площади офиса, буквально каждого метра офисного пространства. Даже небольшое помещение, оборудованное в формате open space, способно уместить много сотрудников.
  • Экономическая выгода для компании, особенно снижение денежных затрат. Работодатель не оплачивает дополнительные рабочие помещения и коммуникации, поэтому аренда обходится сильно дешевле.
  • Быстрое взаимодействие. Общее рабочее пространство повышает оперативность обработки любой профессиональной задачи и обеспечивает получение моментальной обратной связи. Все нужные специалисты находятся рядом.
  • Демократичность. У людей в процессе работы создается впечатление, что все они равны друг перед другом.
  • Быстрая и комфортная адаптация «новеньких». В процессе общей динамичной работы они быстро впитывают азы корпоративной культуры, берут консультации у более опытных, им с удовольствием дают советы.
  • Удобный документооборот. Так практически никогда не теряются важные бумаги, поскольку они хранятся в одном месте.

Наконец, опыт Потемкина оказывается актуальным и сейчас. Оценка того, кто из сотрудников чем занят и как выполняет работу, в офисе открытого типа становится полной и беспристрастной. Каждый работник компании на виду.

Полагаем, что ответ на вопрос «Что это такое — офис open space?», звучит именно так: идеальная возможность для тотального контроля.

Отзывы сотрудников

Данный формат рабочего пространства известен давно, поэтому социологи уже наработали опыт сбора и изучения мнений об open space.

Чем хорош офис опен спейс для работников? Результаты социологических опросов гласят, что большинство сотрудников отмечают сугубо положительные моменты:

  • выработка корпоративной солидарности — 70%;
  • оперативность обмена информацией — 70%.

Минусы, которые тоже есть, и их стоит учитывать HR и руководителям компании:

  • не хватает тишины — 60%;
  • личное пространство ограничено — 56%.

Уровень удовлетворенности сотрудников фактором приватности в обычных офисах намного выше. Однако фактор быстрой корпоративной коммуникации в формате open space признает почти каждый коллега.

Как формат влияет на продуктивность?

Задача работодателя — проявлять гибкость и создавать условия для улучшения качества итогового продукта через оптимизацию рабочих условий с учетом нужд сотрудников. В этом отношении концепция единого пространства обладает многими плюсами. Постепенно вырабатывается чувство товарищества, люди получают естественный дополнительный импульс от сопричастности к общему делу. На первый план выходит стремление к производительности. Успех компании, независимо от специфики работы, воспринимается сотрудниками как личное достижение.

В командной работе появляется баланс, поскольку рождается ощущение распределенной ответственности между коллегами. Снижение психологического давления на каждого также способствует росту продуктивности.

Рабочие задачи решаются совершенно не утомительно, без беготни по этажам в поисках нужного человека для того, чтобы получить его подпись. Спорные профессиональные вопросы согласуются здесь же без отказа. А совместные кофе-брейки, в ходе которых каждый может поделиться своими наработками и находится время для обсуждения креативных идей, порождают доверительную атмосферу, в которой легко работать всем.

Рекомендации по планировке

Используйте опыт тех компаний, которые уже прошли все этапы организации рабочих мест. Они оценили постоянные потребности персонала, изучили недостатки готовых вариантов и нашли новые рабочие решения, благодаря чему поняли, в чем кроется секрет быстрого разрешения конфликтов в коллективе.

Практические советы:

  • Обеспечьте сотрудникам, которые имеют подобное желание, возможность контролировать работоспособность приборов, определяющих состояние внутренней среды.
  • Для общего удобства на конвекторах и радиаторах нужно установить терморегуляторы.
  • Пультов управления кондиционерами должно быть две-три штуки. Причем лучше, чтобы все они находились в прямом доступе.
  • Индивидуальные диффузоры и вентиляторы на рабочем месте — вполне решаемые нюансы, которые каждый сотрудник расценит как прямую заботу о персонале.

Говоря о том, как опен-спейс влияет на здоровье сотрудников, нужно упомянуть, что огромное значение отводится качественной приточной вентиляции, которая обеспечит приток свежего воздуха. Кроме того, коллективу необходимо выработать общий режим проветривания.

Основной из ключевых деструктивных факторов — шум, который снижает комфорт и притупливает концентрацию, однако есть простые способы борьбы с ним:

  1. Обязать всех перевести смартфоны в режим вибрации.
  2. Полностью запретить телефонные разговоры — даже вполголоса, даже очень тихие.
  3. Не позволять себе и другим разговаривать громко.

Касательно пункта 2: для тех, кто по долгу профессии должен взаимодействовать с клиентами, а потому часто говорит по телефону либо ведет прием посетителей, выделяется особая зона, которую можно закрыть на ключ — комната для встреч, переговоров и совещаний. Кстати, в переговорную можно также добавить экраны для презентаций.

Для хорошей работоспособности сотрудников нужно обеспечить достойное освещение, добавив индивидуальный источник света на каждое рабочее место — подойдет даже простая лампа. Регулировать интенсивность прямого солнечного потока помогает монтаж жалюзи на окна.

В каждой современной компании есть огромное количество единиц оргтехники. Рационально удалить её от рабочих мест, выделив под принтеры и факсы отдельную зону.

Любому человеку даже на работе нужно давать возможность сменить обстановку при необходимости, побыть в тишине наедине с самим собой, чтобы предотвратить перенапряжение и последующее за ним выгорание. Поэтому для создания и укрепления доверия в коллективе стоит обустроить неформальные участки общения. Например, отвести часть кухни или комнату-кабинет для уединения и отдыха. Желательно поставить там кресла и диваны.

Наконец, желательно довести до внимания сотрудников, что нужно минимизировать использование парфюма в помещении. Страшно представить, что будет твориться, если все члены коллектива будут злоупотреблять им.

Ошибки при организации рабочего пространства

При оборудовании открытых пространств арендаторы допускают в своей работе одни и те же ошибки, и вот самые распространенные из них:

  • одобряют покупку шумной техники для офиса;
  • не могут ввести общий запрет на использование личной техники;
  • выбирают непродуманные элементы освещения для офиса;
  • нелогично совмещают подразделения, сводя в одной локации строгую бухгалтерию и шумный рекламный отдел.

Одна из самых популярных ошибок — это не выбирать натуральные материалы и живые растения. Да, это трудоемкий и затратный способ зонирования зала, и тут нужна внимательность и сознательный труд: за пальмами и фикусами придется эффективно ухаживать, поливать, вносить удобрения по графику. Но пользу такого выбора для сотрудников переоценить невозможно, ведь ничто так не освежает, как островки свежей зелени — сидеть рядом с ними очень приятно. Если же дополнить дизайн морским аквариумом, то можно подарить персоналу настоящую зону релакса.

О чем следует помнить

Итак, для плодотворной и продуктивной деятельности open space офиса в компании нужно создать визуальное разграничение зоны труда и пространства для отдыха. Качественная вентиляция и грамотное освещение добавят работоспособности персоналу. А для усиления эффективности сотрудников необходимо заранее побеспокоиться о шумоподавляющих мероприятиях.

Как бы вы ни разграничили маленький офис или большой опен спейс, следует особое внимание уделить расстановке мебели и систем хранения. Установите открытые шкафы, стеллажи и мобильные модули на колесах — они поддержат идею динамичности пространства и легкости работы.

Если вы собираетесь менять офис и находитесь в поиске новых вариантов, то обратите внимание: у нас в БЦ в аренду сдаются разные помещения. Есть большое разнообразии планировочных решений на любой вкус и кошелек, в т. ч. опенспейсы. Главные преимущества бизнес-центра — в близости метро, наличии развитой инфраструктуры и современной отделке офисов. Предусмотрены также места под авто сотрудников и посетителей на парковке. Интересует предложение? Свяжитесь с нами по контактному номеру или напишите на e-mail — мы расскажем подробнее и быстро организуем показ.

Похожие статьи

Как выбрать офис в аренду
26.08.2020
Преимущества аренды офиса в бизнес-центре
01.04.2021
Документы для оформления договора аренды
25.02.2020
Что нужно иметь на офисном столе
22.07.2020