Первый опыт организации открытого рабочего пространства явил миру в XVIII веке генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин. По его указу хозяйственные постройки крепостных стали возводиться так, чтобы работа каждого была подконтрольна управляющему. В XX веке идея нашла широкое применение в США, где open space офис быстро стал востребованным вариантом во многих компаниях. И сегодня в таком формате проходит рабочий день почти 90% американцев. В России планировки с отдельными кабинетами и смешанные кабинетно-коридорные планировки также сдают позиции в пользу позитивного открытого пространства, именуемого опен спейс.
Концепцию можно назвать оптимальной и универсальной. Она объединяет и учит коллективизму. Open space офис предполагает размещение всех рабочих мест в одном просторном кабинете.
Чтобы понять, что это такое — опен спейс в офисе, достаточно представить мысленно свою квартиру без внутренних стен, но с сохранением прежнего назначения комнат. Вы получите больше визуального простора и меньше приватности. Единый периметр, очерчивающий жилище, принесет ряд преимуществ и неудобств.
Своеобразие планировки интерьера состоит в ее отсутствии. Максимум, что позволяет себе руководитель компании — несколько перегородок. Они могут высокими или в половину человеческого роста. Но их никогда не предлагают делать капитальными. Назначение прозрачных или полупрозрачных панелей простое — обозначать функциональные зоны.
Рабочие столы сотрудников размещены длинными рядами или локализованы по группам. Перегородка устанавливается через один или два-три стола. В этом отношении интересен американский опыт обустройства. Вместо пластиковых или стеклянных конструкций в США часто можно видеть открытые коммерческие пространства, разделенные растениями в крупных кашпо. Цветы подходят в качестве антистресса: снимают напряжение, способствуют росту продуктивности и создают хороший эмоциональный фон.
Рабочие места в составе офисов типа опен спейс распределяются не совсем обычно. Достаточно часто сотрудники не привязаны к конкретной точке. В рамках системы clean desk они могут занимать любой удобный свободный стол, например, в удалении от окна или ближе к зоне с техникой и т. д. А при размещении shared desk в точности наоборот, все находятся за одним общим столом — при таком подходе намного легче продвигается концепция командной работы над проектами.
Но есть и отрицательные стороны офиса, сформированного в стиле open space, например:
В конечном счете все отрицательные моменты устраняются грамотным администрированием процессов. Приложив определенные усилия, работодатель получит почти идеальную работу своей команды в офисе open space при любой планировке.
Формат располагает многими достоинствами. Иначе бы он не получил распространения в зарубежных компаниях.
Очевидные преимущества open space:
Наконец, опыт Потемкина оказывается актуальным и в наше время. Оценка того, кто чем занят и как сотрудники выполняют работу, становится полной и беспристрастной. Каждый работник на виду.
Полагаем, что ответ на вопрос «Что это такое — офис open space?», звучит именно так: идеальная возможность для тотального контроля.
Данный формат рабочего пространства известен давно, и социологи уже наработали опыт сбора и изучения мнений об open space.
Результаты социологических опросов гласят, что большинство работников отмечают сугубо положительные моменты:
Из минусов:
Уровень удовлетворенности сотрудников фактором приватности в обычных офисах намного выше. Однако фактор быстрой корпоративной коммуникации в формате open space признает почти каждый коллега.
Задача работодателя — создавать условия для повышения качества итогового продукта через оптимизацию рабочих условий. В этом отношении концепция единого пространства обладает многими плюсами. Постепенно вырабатывается чувство товарищества, люди получают дополнительный импульс от сопричастности к общему делу. На первый план выходит стремление к улучшению производительности. Успех компании воспринимается сотрудниками как личное достижение.
В командной работе рождается ощущение распределенной ответственности между коллегами. А снижение психологического давления на каждого также способствует повышению продуктивности.
Профессиональные задачи решаются совершенно не утомительно, без беготни по этажам в поисках нужного человека для того, чтобы получить его подпись. Спорные вопросы согласуются здесь же. А совместные кофе-брейки рождают доверительную атмосферу, в которой легко работать всем.
Рекомендуется использовать опыт тех, кто уже прошел все этапы организации рабочих мест, оценил постоянные потребности персонала, изучил недостатки готовых решений и понял, в чем кроется секрет быстрого разрешения конфликтов в коллективе.
Практические советы:
Огромное значение есть у качественной приточной вентиляции. Она обеспечит приток свежего воздуха. Кроме того, коллективу необходимо выработать общий режим проветривания.
Основной деструктивный фактор — шум, который снижает внимательность, однако есть простые способы борьбы с ним:
Для хорошей работоспособности сотрудников работодатель обязан обеспечить достойное освещение, добавив индивидуальный источник света на каждое рабочее место. Регулировать интенсивность прямого солнечного потока можно посредством монтажа жалюзи на окнах.
В каждом современном офисе есть огромное количество единиц оргтехники. Рационально удалить её от рабочих мест, выделив под принтеры и факсы отдельную зону.
Для создания и укрепления доверия в коллективе рекомендуется обустроить неформальные участки общения или комнату-кабинет для отдыха от работы. Любому человеку нужно давать возможность сменить обстановку при необходимости и побыть в тишине наедине с самим собой.
Наконец, настоятельно рекомендуется минимизировать использование парфюма. Страшно представить, что будет твориться в помещении, если все члены коллектива будут злоупотреблять им.
При оборудовании пространства открытых офисов арендаторы допускают в своей работе одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:
Одна из самых популярных ошибок — сознательный отказ от выбора в пользу натуральных растений. Да, это трудоемкий и затратный способ зонирования зала. За пальмами и фикусами нужно ухаживать, поливать, вносить удобрения по графику, что требует внимания. Но ничто так не освежает, как островки свежей зелени. Сидеть рядом с ними очень приятно. Если же дополнить дизайн морским аквариумом, то можно подарить персоналу настоящую зону релакса.
Итак, для плодотворной и продуктивной деятельности open space офиса нужно визуально разграничивать зоны отдыха и труда. Качественная вентиляция и грамотное освещение добавят работоспособности персоналу. А для повышения эффективности сотрудников необходимо заранее побеспокоиться о системе шумоподавляющих мероприятий.
Какую бы вы ни выбрали планировку в большом или маленьком офисе опен спейс, следует особое внимание уделить расстановке мебели и систем хранения. Установите открытые стеллажи и мобильные модули на колесах — они поддержат идею динамичности и легкости работы.
Если вы еще находитесь в поиске нового офиса, то обратите внимание: в БЦ «Академический» предлагается аренда разных помещений на любой вкус и кошелек. Главные преимущества нашего бизнес-центра кроются в близости метро, развитой инфраструктуре и наличии парковки. Каждый офис сдается с современной отделкой и в разнообразии планировочных решений. В том числе есть и самый востребованный формат — опен спейс. Интересует предложение? Свяжитесь с нами по контактному номеру телефона или напишите на e-mail: officeakadem@yandex.ru, и мы быстро организуем для вас показ.