Опен спейс — что это?

Первый опыт организации открытого рабочего пространства явил миру в XVIII веке генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин. По его указу хозяйственные постройки крепостных стали возводиться так, чтобы работа каждого была подконтрольна управляющему. В XX веке идея нашла широкое применение в США, где open space офис быстро стал востребованным вариантом во многих компаниях. И сегодня в таком формате проходит рабочий день почти 90% американцев. В России планировки с отдельными кабинетами и смешанные кабинетно-коридорные планировки также сдают позиции в пользу позитивного открытого пространства, именуемого опен спейс.

Особенности и нормы планировки

Концепцию можно назвать оптимальной и универсальной. Она объединяет и учит коллективизму. Open space офис предполагает размещение всех рабочих мест в одном просторном кабинете.

Чтобы понять, что это такое — опен спейс в офисе, достаточно представить мысленно свою квартиру без внутренних стен, но с сохранением прежнего назначения комнат. Вы получите больше визуального простора и меньше приватности. Единый периметр, очерчивающий жилище, принесет ряд преимуществ и неудобств.

Своеобразие планировки интерьера состоит в ее отсутствии. Максимум, что позволяет себе руководитель компании — несколько перегородок. Они могут высокими или в половину человеческого роста. Но их никогда не предлагают делать капитальными. Назначение прозрачных или полупрозрачных панелей простое — обозначать функциональные зоны.

Рабочие столы сотрудников размещены длинными рядами или локализованы по группам. Перегородка устанавливается через один или два-три стола. В этом отношении интересен американский опыт обустройства. Вместо пластиковых или стеклянных конструкций в США часто можно видеть открытые коммерческие пространства, разделенные растениями в крупных кашпо. Цветы подходят в качестве антистресса: снимают напряжение, способствуют росту продуктивности и создают хороший эмоциональный фон.

Рабочие места в составе офисов типа опен спейс распределяются не совсем обычно. Достаточно часто сотрудники не привязаны к конкретной точке. В рамках системы clean desk они могут занимать любой удобный свободный стол, например, в удалении от окна или ближе к зоне с техникой и т. д. А при размещении shared desk в точности наоборот, все находятся за одним общим столом — при таком подходе намного легче продвигается концепция командной работы над проектами.

Но есть и отрицательные стороны офиса, сформированного в стиле open space, например:

  • Повышенный уровень шума. Звуки оргтехники, телефонов и человеческих голосов могут сильно отвлекать и не способствуют сосредоточенности. Если ничего не предпринимать в этом отношении, велик риск утомляемости сотрудников.
  • Внутренний дискомфорт. Личное пространство все-таки необходимо, но неудобства от его отсутствия сотрудники испытывают только на первых порах.
  • Множественные конфликтные ситуации. Тут, как правило, просто недоработки руководства. В этом случае решать проблемы можно с помощью профессионального штатного психолога.
  • Распространение инфекций. Избежать частых болезней можно посредством установки климатической и воздухоочистительной техники.

В конечном счете все отрицательные моменты устраняются грамотным администрированием процессов. Приложив определенные усилия, работодатель получит почти идеальную работу своей команды в офисе open space при любой планировке.

Преимущества открытых офисов

Формат располагает многими достоинствами. Иначе бы он не получил распространения в зарубежных компаниях.

Очевидные преимущества open space:

  • Максимальное использование полезной площади. Даже небольшое офисное помещение способно уместить много сотрудников.
  • Экономическая выгода, снижение денежных затрат. Работодатель не оплачивает дополнительные помещения и коммуникации, поэтому аренда обходится сильно дешевле.
  • Оперативность решения любой профессиональной задачи и быстрая обратная связь. Все нужные специалисты находятся рядом.
  • Демократичность. У людей создается впечатление, что все они равны друг перед другом.
  • Быстрая и комфортная адаптация «новеньких». Они быстро впитывают азы корпоративной культуры, получают консультации у более опытных, им с удовольствием дают советы.
  • Удобный документооборот. В таком формате практически никогда не теряются важные бумаги, поскольку они хранятся в рамках одной комнаты.

Наконец, опыт Потемкина оказывается актуальным и в наше время. Оценка того, кто чем занят и как сотрудники выполняют работу, становится полной и беспристрастной. Каждый работник на виду.

Полагаем, что ответ на вопрос «Что это такое — офис open space?», звучит именно так: идеальная возможность для тотального контроля.

Отзывы сотрудников

Данный формат рабочего пространства известен давно, и социологи уже наработали опыт сбора и изучения мнений об open space.

Результаты социологических опросов гласят, что большинство работников отмечают сугубо положительные моменты:

  • выработка корпоративной солидарности — 70%;
  • оперативность обмена информацией — 70%.

Из минусов:

  • не хватает тишины — 60%;
  • личное пространство ограничено — 56%.

Уровень удовлетворенности сотрудников фактором приватности в обычных офисах намного выше. Однако фактор быстрой корпоративной коммуникации в формате open space признает почти каждый коллега.

Как формат влияет на продуктивность?

Задача работодателя — создавать условия для повышения качества итогового продукта через оптимизацию рабочих условий. В этом отношении концепция единого пространства обладает многими плюсами. Постепенно вырабатывается чувство товарищества, люди получают дополнительный импульс от сопричастности к общему делу. На первый план выходит стремление к улучшению производительности. Успех компании воспринимается сотрудниками как личное достижение.

В командной работе рождается ощущение распределенной ответственности между коллегами. А снижение психологического давления на каждого также способствует повышению продуктивности.

Профессиональные задачи решаются совершенно не утомительно, без беготни по этажам в поисках нужного человека для того, чтобы получить его подпись. Спорные вопросы согласуются здесь же. А совместные кофе-брейки рождают доверительную атмосферу, в которой легко работать всем.

Рекомендации по планировке

Рекомендуется использовать опыт тех, кто уже прошел все этапы организации рабочих мест, оценил постоянные потребности персонала, изучил недостатки готовых решений и понял, в чем кроется секрет быстрого разрешения конфликтов в коллективе.

Практические советы:

  • Стоит обеспечить сотрудникам возможность контролировать работоспособность приборов, определяющих состояние внутренней среды. Для общего удобства на конвекторах и радиаторах нужно установить терморегуляторы.
  • Пультов управления кондиционерами должно быть две-три штуки. Причем лучше, чтобы все они находились в прямом доступе.
  • Индивидуальные диффузоры и вентиляторы на рабочем месте — вполне решаемые нюансы, которые каждый сотрудник расценит как прямую заботу о персонале.

Огромное значение есть у качественной приточной вентиляции. Она обеспечит приток свежего воздуха. Кроме того, коллективу необходимо выработать общий режим проветривания.

Основной деструктивный фактор — шум, который снижает внимательность, однако есть простые способы борьбы с ним:

  • обязать всех перевести телефоны в режим вибрации;
  • полностью запретить телефонные разговоры (для тех, кто по долгу работы говорит по телефону или ведет прием посетителей, выделяется особая зона, которую можно закрыть на ключ — переговорная);
  • не позволять себе и другим разговаривать громко.

Для хорошей работоспособности сотрудников работодатель обязан обеспечить достойное освещение, добавив индивидуальный источник света на каждое рабочее место. Регулировать интенсивность прямого солнечного потока можно посредством монтажа жалюзи на окнах.

В каждом современном офисе есть огромное количество единиц оргтехники. Рационально удалить её от рабочих мест, выделив под принтеры и факсы отдельную зону.

Для создания и укрепления доверия в коллективе рекомендуется обустроить неформальные участки общения или комнату-кабинет для отдыха от работы. Любому человеку нужно давать возможность сменить обстановку при необходимости и побыть в тишине наедине с самим собой.

Наконец, настоятельно рекомендуется минимизировать использование парфюма. Страшно представить, что будет твориться в помещении, если все члены коллектива будут злоупотреблять им.

Ошибки при организации рабочего пространства

При оборудовании пространства открытых офисов арендаторы допускают в своей работе одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Одобряют покупку шумной техники.
  • Не могут принять запрет на использование телефонов.
  • Выбирают непродуманное освещение.
  • Нелогично совмещают подразделения, сводя в одной локации строгую бухгалтерию и шумный рекламный отдел.

Одна из самых популярных ошибок — сознательный отказ от выбора в пользу натуральных растений. Да, это трудоемкий и затратный способ зонирования зала. За пальмами и фикусами нужно ухаживать, поливать, вносить удобрения по графику, что требует внимания. Но ничто так не освежает, как островки свежей зелени. Сидеть рядом с ними очень приятно. Если же дополнить дизайн морским аквариумом, то можно подарить персоналу настоящую зону релакса.

О чем не следует забывать

Итак, для плодотворной и продуктивной деятельности open space офиса нужно визуально разграничивать зоны отдыха и труда. Качественная вентиляция и грамотное освещение добавят работоспособности персоналу. А для повышения эффективности сотрудников необходимо заранее побеспокоиться о системе шумоподавляющих мероприятий.

Какую бы вы ни выбрали планировку в большом или маленьком офисе опен спейс, следует особое внимание уделить расстановке мебели и систем хранения. Установите открытые стеллажи и мобильные модули на колесах — они поддержат идею динамичности и легкости работы.

Если вы еще находитесь в поиске нового офиса, то обратите внимание: в БЦ «Академический» предлагается аренда разных помещений на любой вкус и кошелек. Главные преимущества нашего бизнес-центра кроются в близости метро, развитой инфраструктуре и наличии парковки. Каждый офис сдается с современной отделкой и в разнообразии планировочных решений. В том числе есть и самый востребованный формат — опен спейс. Интересует предложение? Свяжитесь с нами по контактному номеру телефона или напишите на e-mail: officeakadem@yandex.ru, и мы быстро организуем для вас показ.

Похожие статьи

Что нужно иметь на офисном столе
22.07.2020
офис
Базовая доступность офиса
26.05.2020
Как сделать планировку офиса
28.05.2020
Преимущества аренды офиса в бизнес-центре
01.04.2021