Опен спейс – что это?

30.07.2021
Первый опыт организации открытого рабочего пространства явил миру в XVIII веке генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин. По его указу хозяйственные постройки крепостных стали возводиться так, чтобы работа каждого была подконтрольна управляющему. В XX веке идея нашла широкое применение в США. Опен спейс офис стал распространенным вариантом во многих компаниях. И сегодня в таком формате проходит рабочий день почти 90% американцев. В России также кабинетно-коридорная планировка сдает позиции в пользу позитивного открытого пространства.

Особенности планировки

Концепцию можно назвать универсальной. Она объединяет и учит коллективизму. Open space офис предполагает размещение всех рабочих мест в одном большом кабинете.

Своеобразие планировки состоит в ее отсутствии. Максимум, что позволяет себе руководитель компании — несколько перегородок. Они могут высокими или в половину человеческого роста. Но их никогда не делают капитальными. Назначение прозрачных или полупрозрачных панелей простое — обозначать функциональные зоны.

Рабочие столы размещены длинными рядами или локализованы по группам. Перегородка устанавливается через одно место или через несколько. В этом отношении интересен американский опыт обустройства. Вместо пластиковых или стеклянных конструкций в США часто можно видеть растения в крупных кашпо. Они снимают напряжение и создают хороший эмоциональный фон.

Рабочие места в офисах типа опен спейс распределяются не совсем обычно. Достаточно часто сотрудники не имеют привязки к конкретной точке. В рамках системы clean desk они могут занимать любой удобный свободный стол — в удалении от окна, ближе к электро-технической зоне и т.д. А по правилам размещения shared desk в точности наоборот, все находятся за одним общим столом. В таких условиях легче продвигается концепция командной работы.

Но есть и отрицательные стороны офиса, сформированного в стиле open space:

  • Повышенный уровень шума. Звуки оргтехники, телефонов и человеческих голосов не способствуют сосредоточенности. Если ничего не предпринимать в этом отношении, велик риск утомляемости сотрудников.
  • Внутренний дискомфорт. Личное пространство все-таки необходимо. Как правило, неудобства испытывают на первых порах.
  • Множественные конфликтные ситуации. Но это, скорее, недоработки руководства. Профессиональный штатный психолог решит проблему.
  • Распространение инфекций. Избежать частых болезней сотрудников можно установкой климатической и воздухоочистительной техники.

Все отрицательные моменты устраняются грамотным администрированием. Приложив определенные усилия, работодатель получит почти идеальную работу офиса open space при любой планировке.

Преимущества открытых офисов

Такой формат имеет много достоинств. Иначе бы он не получил столь большого распространения.

Очевидные преимущества:

  • Максимальное использование полезной площади. Даже небольшое помещение уместит много сотрудников.
  • Экономическая выгода. Работодатель не оплачивает дополнительные помещения и коммуникации.
  • Оперативность решения любой профессиональной задачи. Все нужные люди находятся рядом.
  • Демократичность. В открытом офисе создается впечатление, что все равны друг перед другом.
  • Быстрая и комфортная адаптация «новеньких». Они получают консультации у более опытных, им с удовольствием дают советы.
  • Удобный документооборот. В таком формате практически никогда не теряются важные бумаги. Они хранятся в рамках одной комнаты.

Наконец, опыт Григория Потемкина оказывается актуальным и в наше время. Контроль над работой сотрудников становится полным и беспристрастным. Каждый работник на виду.

Возможно, ответ на вопрос, что это такое — офис open space, должен звучать именно так — возможность тотального контроля.

Отзывы сотрудников

«Открытый космос» известен давно. Социологи наработали весьма большой опыт обобщения мнений.

Результаты социологических опросов гласят:

  • не хватает тишины — 60%;
  • мало личного пространства — 56%;
  • оперативность обмена информацией — 70%;
  • выработка корпоративной солидарности — 70%.

Уровень удовлетворенности сотрудников фактором приватности в обычных офисах намного выше. Однако быструю коммуникацию и фактор корпоративной солидарности в формате open space признает почти каждый коллега.

Чтобы понять, что это такое — опен спейс в офисе, достаточно представить мысленно свою квартиру без внутренних стен, но с сохранением прежнего назначения комнат. Вы получите больше визуального простора и меньше приватности. Единый периметр, очерчивающий жилище, принесет ряд преимуществ и неудобств.

Как формат влияет на продуктивность?

Задача работодателя — создавать условия для повышения качества итогового продукта через оптимизацию рабочих условий. В этом отношении концепция единого пространства имеет много плюсов. Постепенно вырабатывается чувство товарищества, люди получают дополнительный импульс от сопричастности к общему делу. На первый план выходит стремление к улучшению производительности. Успех компании воспринимается как личное достижение.

В командной работе рождается ощущение распределенной ответственности между коллегами. А снижение психологического давления на каждого также способствует повышению продуктивности.

Профессиональные задачи решаются совершенно не утомительно. Ведь люди не бегают по этажам в поисках нужного человека для того, чтобы получить его подпись. Спорные вопросы согласуются здесь же. А совместные кофе-брейки рождают доверительную атмосферу, в которой легко работать всем.

Рекомендации по планировке

Рекомендуется использовать опыт тех, кто уже прошел все этапы организации рабочих мест.

Практические советы:

  • Обеспечить сотрудникам право и возможность контролировать работоспособность приборов, определяющих состояние внутренней среды. Для общего удобства на конвекторах и радиаторах должны быть терморегуляторы.
  • Пультов управления кондиционерами должно быть несколько. Причем все они должны находиться в доступном месте.
  • Индивидуальные диффузоры и вентиляторы на рабочем месте — вполне решаемые нюансы, которые каждый сотрудник расценит как прямую заботу о персонале.

Огромное значение имеет качественная приточная вентиляция. Она обеспечит приток свежего воздуха. Кроме того, в коллективе должен быть выработан режим проветривания.

Основной деструктивный фактор — шум.

Есть несколько способов борьбы с ним:

  • обязать всех перевести телефоны в режим вибрации;
  • запретить телефонные разговоры (для них выделяется особая зона — переговорная);
  • не позволять себе и другим разговаривать громко.

Для хорошей работоспособности работодатель обязан обеспечить достойное освещение. На каждом рабочем месте должен быть индивидуальный источник света. А для контроля интенсивности прямого солнечного потока необходим монтаж жалюзи на окнах.

В каждом современном офисе есть большое количество единиц оргтехники. Рационально удалять их от рабочих мест. Обычно под принтеры и факсы выделяют отдельную зону.

Для укрепления доверия в коллективе рекомендуется устраивать неформальные участки общения или комнату-кабинет отдыха. Любой человек должен иметь возможность побыть в тишине наедине с самим собой.

Наконец, существует негласное правило — минимизировать использование парфюма. Страшно представить атмосферу, если все члены коллектива будут пренебрегать им.

Популярные ошибки при организации пространства

При организации работы открытых офисов арендодатели, как правило, допускают одни и те же ошибки.

Вот самые распространенные из них:

  • Покупка шумной техники.
  • Отсутствие запрета на использование телефонов.
  • Непродуманное освещение.
  • Нелогичное совмещение подразделений. Нельзя в одной локации поместить строгую бухгалтерию и шумный рекламный отдел.

Одна из самых больших ошибок — сознательный отказ от натуральных растений. Да, это трудоемкий и затратный способ зонирования. За пальмами и фикусами надо ухаживать, вносить удобрения по графику и т. д. Но ничто так не освежает атмосферу, как островки свежей зелени. Сидеть рядом с ними очень приятно. Если же дополнить их морским аквариумом, можно подарить персоналу настоящую зону релакса.

О чем не следует забывать

Итак, для плодотворной работы офиса надо визуально разграничивать зоны отдыха и работы. Качественная вентиляция и грамотное освещение добавят работоспособности персоналу. А для повышения продуктивности необходимо заранее побеспокоиться о системе шумоподавляющих мероприятий.

Какую бы вы ни выбрали планировку в большом или маленьком офисе опен спейс, следует особое внимание уделить системам хранения. Открытые стеллажи и мобильные модули на колесах поддержат идею динамичности и легкости.

Если вы еще находитесь в поиске, в «СДМ-Центре» предлагается аренда на любой вкус и кошелек.

Вам обязательно подойдет одно из пакетных предложений:

  • Оптима.
  • Старт.
  • Комфорт.

Преимущество обращения в «СДМ-Центр» составляют близость метро, развитая инфраструктура, наличие парковки. Компания сдает каждый офис с современной отделкой и в разнообразии планировочных решений. В том числе есть и самый востребованный формат — опен спейс.
БЦ "Академический"
Москва,
ул. Б. Академическая, д. 5, стр. 1.
Телефон: +7 495 780-35-61
E-mail: officeakadem@yandex.ru
Made on
Tilda