Правила размещения сотрудников в офисе

офис

Обеспечение комфортных условий работы для персонала — обязанность каждого работодателя. Сотрудники, не удовлетворенные условиями труда, могут на законных основаниях инициировать проверку по линии Роспотребнадзора. Руководителя, пренебрегающего актуальными нормами размещения в офисе, ждут штрафы и даже закрытие учреждения до устранения нарушений.

Какие есть законом установленные нормы

Самый важный параметр — температурный режим. В холодном или чрезмерно теплом офисе трудно дождаться высокой работоспособности персонала.

СанПин выдвигает не одинаковые требования к микроклимату в разные сезоны.

Летом:
°t — 23°C — 25°C;
влажность — от 30% до 60%.

Зимой:
°t — 22°C — 24°C;
влажность — от 30% до 45%.

При повышении °t до +29°C сотрудники имеют право настаивать на сокращении рабочего дня на 3 часа. В зависимости от региональных климатических условий °t воздуха в рабочем здании может превышать +30°C. В этом случае трудовой день сводится к минимуму (вплоть до 1 часа) до тех пор, пока работодатель не установит кондиционеры.

Требования по свету и шуму:
освещение — минимум 500 лк;
шум — максимум 80 дБ.

Специалисты рекомендуют устанавливать лампы с белым светом, поскольку они практически «не мигают» и не перегреваются. При этом дневной солнечный световой поток должен равномерно распределяться по всему помещению.

Установленные требования площади на 1 сотрудника

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предписывает работодателям организовывать пространство офиса так, чтобы на человека приходилось минимум 4,5 м. Однако данные нормы размещения сотрудников в офисе соблюсти достаточно трудно. В современных реалиях часто этот норматив снижается до 3 м².

Особые правила разработаны для маломобильных работников. Инвалидам-колясочникам, согласно СНиП 2.09.04-87, необходимо для комфортной работы 7,65 м².

Советы и рекомендации по размещению сотрудников

Планировка Open Space удобна при соблюдении определенных правил. Нежелательно такое размещение столов в офисе, при котором люди будут сидеть лицом к лицу. Позиция «глаза в глаза» на протяжении 8 рабочих часов — худшее, что может сделать руководитель для подчиненных. Даже самые малые настольные экраны обеспечат желаемую приватность.

Крайне некомфортно будут чувствовать себя сотрудники, сидя лицом к стене. Рациональнее поставить у стены стулья, развернув рабочую зону в направлении центра. При размещении людей в офисе в поле каждого должна быть входная группа.

В офисе большой площади рационально устроить несколько точек для размещения общей оргтехники и хранения документов. Они должны быть равноудалены ото всех столов. Необходимость перемещаться по комнате к «далекому» принтеру или стеллажу с папками отнимает много времени. Если же кто-то плотно занимается текстовым набором или заполнением таблиц, то постоянное движение мимо него будет отвлекать и действовать раздражающе.

При любой планировке работодатель должен помнить о тишине в офисе. Ничто так не утомляет персонал, как гул работающих механизмов. Много дискомфорта добавляют также телефонные трели. Ситуацию можно оптимизировать, установив бесшумные технические устройства. Снизить шумовую нагрузку в помещении можно также установкой металлопластиковых окон. Они почти полностью блокируют шумовой фон с улицы.

Наконец, эксперты советуют устроить «телефонную» комнату, в которой можно звонить и принимать звонки в определенное время. Это разгрузило бы офис от лишних звуков. Однако данная инициатива работает только при условии, что ее принимают все. При этом для всех должно быть обязательным правило перевода личных телефонов в бесшумный режим.

Что делать, если кабинеты не соответствуют установленным требованиям?

Чтобы не допустить недовольства команды и снижения мотивации, специалисты рекомендуют рассчитывать заранее соотношение полезной площади и количества столов. Их размещение выполняется в соответствии с должными нормативами. Если места совсем мало, столы сдваивают, не забывая о разделительном экране.

Полезные советы:

Для эргономичной установки офисной техники не требуются громоздкие шкафы. Количество приборов должно соответствовать характеру производственной деятельности и ежедневно выполняемым рабочим задачам. Даже в самом малогабаритном офисе можно установить один высокий открытый стеллаж, на полках которого уместится все необходимое.

Если нет возможности устроить проход между столами в 2 м, надо разместить рабочие места в офисе полукругом или буквой П. Скученность «убьет» производительность.

В маленьком офисе недопустимо устраивать обеденную зону. Запах еды не способствует деловому настрою. Если же столовый уголок организуется, то обязательно за высокой ширмой или импровизированной перегородкой из высоких растений.

В силах работодателя устроить все в интересах коллектива. При минимальных усилиях можно добиться комфортных условий для каждого.

Вывод

Итак, психологический комфорт зависит от грамотного использования полезного пространства и размещения сотрудников в офисе по инструкциям СНиП. Знание актуального законодательства поможет в правильной организации рабочих мест. Если же вы сомневаетесь, что сможете все сделать самостоятельно, воспользуйтесь готовыми решениями.

В бизнес-центре «Академический» арендаторам предлагаются хорошо оснащенные офисы, готовые к эксплуатации.

Преимущества предложений компании:

  • Достойное инженерно-техническое обеспечение.
  • Транспортная доступность.
  • Наличие парковки.
  • Большая столовая.
  • Возможность пользоваться услугами фитнес-клуба «СДМ-Фитнес».
  • Развитая окружающая инфраструктура.

В черте здания находится банкомат «СДМ-банка». По мере необходимости клиенты могут пользоваться конференц-залом.